татья 264. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных
средств.
1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим
транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных
средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести
вреда здоровью человека, -
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет, либо арестом на
срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с
лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без
такового.
2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, -
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет c лишением права управлять
транспортным средством на срок до трех лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее
по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет с лишением
права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
Примечание. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей
статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины,
мотоциклы и иные механические транспортные средства.
Комментарий к статье 264
1. Эта статья распространяется на все виды механических транспортных
средств, движущихся по суше (кроме железнодорожного транспорта). Многие из
них прямо названы в диспозиции статьи и примечании к ней. Под самоходными
машинами понимаются транспортные средства, имеющие двигатель. Это, например,
дорожные, строительные, уборочные и другие сельскохозяйственные машины и т.
п. Перечень механических транспортных средств не является исчерпывающим; определение
такого средства обычно содержится в правилах дорожного движения.
2. Объективная сторона преступления состоит в нарушении правил дорожного
движения или правил эксплуатации указанных средств, повлекшем определенные
последствия. Как и в предыдущей статье, диспозиция - бланкетная; при расследовании
и судебном рассмотрении дела необходимо установить, что такие правила существуют,
утверждены надлежащим ведомством, были доведены до лиц, обязанных их соблюдать,
и в данном случае были нарушены субъектом.
3. Поскольку статья говорит о лице, управляющем транспортным средством,
то и требования, предъявляемые к эксплуатации этого средства, относятся к
процессу управления (движения): выезд на неисправной машине, допущение перегрузки,
несоблюдение правил перевозки пассажиров и других правил, обеспечивающих безопасность.
4. Как видно из содержания статьи, уголовная ответственность наступает
только при причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека
(в том числе и нескольким лицам) либо крупного ущерба (ч. 1), смерти человека
(ч. 2) или смерти двух или более лиц (ч. 3). Если вред здоровью человека не
превышает легкого телесного повреждения, может наступить гражданская ответственность.
Крупный ущерб определяется судом; он может состоять в разрушении транспортного
средства, повреждении зданий, порче имущества и т. п.
5. Между фактом нарушения правил и вредом личности или имуществу должна
быть установлена причинная связь. При решении вопроса о наличии или отсутствии
причинной связи следует обратить внимание на такую особенность дорожно-транспортных
происшествий, как наличие более или менее длительного периода неуправляемости
транспортным средством во время его движения, когда, например, водитель уже
заметил опасность, но не мог успеть остановить машину. Этот период определяется
временем реакции водителя на возникшую ситуацию плюс время действия механизмов
(длина тормозного пути и т. п.). Поэтому если водитель даже и обнаружил опасность,
но по объективным причинам, вопреки предпринятым усилиям, не мог в ограниченное
время ее предотвратить, состав преступления в его действиях (бездействии)
отсутствует.
6. Субъектом преступления может быть любое лицо, фактически управляющее
транспортным средством. Иными словами, закон не проводит различия между водителем
- работником транспорта, человеком, управляющим собственной автомашиной и
имеющим соответствующие права, и тем, кто самовольно сел за руль, не имея
ни прав, ни навыков вождения. В последнем случае, однако, необходимо убедиться
в том, что субъект если и не знал правил дорожного движения или эксплуатации
транспортных средств, то, по крайней мере, имел возможность их знать и соблюдать
противном случае он несет ответственность за преступление против личности
или имущества (разумеется, при наличии вины).
В одном из определений Верховного Суда СССР (1971 г.) было сказано, что
"за нарушение правил безопасности движения во время практической езды на учебной
автомашине с двойным управлением ответственность несет инструктор, а не учащийся,
если инструктор не принял своевременных мер к предотвращению аварии". Это
разъяснение верно и в настоящее время.
7. Субъективная сторона преступления предполагает неосторожность по отношению
к последствиям. В случае же их умышленного причинения содеянное подлежит квалификации
по статьям о преступлениях против личности или (и) имущества.
8. В автотранспортных преступлениях нередко, кроме вины водителя, имеет
место и вина потерпевшего (переход улицы в неположенном месте, неожиданное
появление перед транспортным средством и т. п.). Необходимо учитывать, что
такое поведение потерпевшего не исключает ответственности водителя, если в
действиях или бездействии последнего есть все признаки состава преступления,
а именно: были нарушены правила дорожного движения, имелась причинная связь
между нарушением и наступившими последствиями; он нарушил правила умышленно
или по неосторожности, мог и должен был предвидеть наступление указанных последствий
и их предотвратить. Что касается потерпевшего, то не исключено его привлечение
к ответственности по ст. 264 УК.
Статья 265. Оставление места дорожно-транспортного происшествия.
Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим
транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации
транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных статьей
264 настоящего Кодекса, -
наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на
срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением
права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет или без такового.
Комментарий к статье 265
1. Комментируемая статья является новой, ранее подобные действия квалифицировались
как оставление без помощи лица, находившегося в опасном для жизни состоянии.
Как видно из диспозиции статьи, оставление места дорожно-транспортного происшествия
влечет ответственность только того водителя, который сам нарушил правила дорожного
движения или эксплуатации транспортных средств, что и привело к данному инциденту.
Если дорожно-транспортное происшествие произошло по вине иных лиц (в том числе
потерпевшего), а проезжавший мимо водитель заметил это, мог оказать помощь
или сообщить о случившемся, но не сделал этого, он несет ответственность в
административном порядке.
2. Перечень транспортных средств, а также понятие лица, ими управляющего,
аналогичны тем, что употребляются в ст. 264.
3. Объективная сторона преступления состоит из двух элементов:
1) оставление водителем, нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации
транспорта, места дорожно-транспортного происшествия;
2) наступление последствий, названных в диспозиции ст. 264 (причинение
тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, крупного ущерба, гибель
одного или нескольких лиц).
4. Остаться водителю на месте совершения дорожно-транспортного происшествия
необходимо по двум причинам: а) чтобы оказать помощь пострадавшим; б) чтобы
содействовать органам милиции в расследовании случившегося. С учетом этих
обстоятельств следует считать, что если водитель, совершивший дорожно-транспортное
происшествие, сам по тем или иным причинам не может помочь пострадавшему и
оставляет место происшествия для того, чтобы вызвать медицинскую помощь или
милицию (а тем более если после этого он не скрывается, а возвращается обратно),
то в его действиях нет состава преступления; они подпадают под понятие крайней
необходимости. С другой стороны, если водитель и остался на месте происшествия,
но ничего не сделал для оказания помощи пострадавшему (например, не остановил
встречные машины, не позвал на помощь пешеходов и т. п.), он может, при наличии
признаков ст. 125, быть привлечен к ответственности по этой статье.
5. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной
по отношению к наступившим последствиям. При этом следует учитывать, что эти
последствия (упомянутые в данной статье) могут явиться результатом двух ситуаций:
а) ранение или смерть пострадавшего наступают уже вследствие самого дорожно-транспортного
происшествия, совершенного данным водителем, и никакая помощь ничего изменить
не могла; б) эти последствия происходят именно из-за оставления места происшествия
и неоказания помощи пострадавшему (иначе пострадавший оказался бы жив или
телесное повреждение оказалось бы менее тяжким). В первом случае водитель,
оставивший место дорожно-транспортного происшествия, несет ответственность
по ст. 264, а во втором - по ст. 265.
Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск
их в эксплуатацию с техническими неисправностями.
1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения,
средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно
выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным
за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по
неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека
либо причинение крупного ущерба, -
наказываются штрафом в размере от четырехсот до семисот минимальных размеров
оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за
период от четырех до семи месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех
лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок
до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься
определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие
по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказываются лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
Комментарий к статье 266
1. В статье, в отличие от прежнего УК, объединены все виды транспорта:
железнодорожный, автомобильный, морской, речной, воздушный. Как видно из диспозиции,
уголовная ответственность в данной статье устанавливается за недоброкачественный
ремонт не только самих транспортных средств, но также путей сообщения, средств
сигнализации или связи (на транспорте) или иного транспортного оборудования
(например, контактных проводов для движения электропоездов). Кроме того, отдельно
указывается на выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.
2.Недоброкачественный ремонт означает несоблюдение обязательных технических
требований, предъявляемых к отремонтированному изделию. Факт недоброкачественного
ремонта устанавливается с помощью экспертизы. Выпуск в эксплуатацию технически
неисправных транспортных средств означает разрешение (письменное или устное)
использовать эти средства, хотя бы даже временно.
3. В статье обозначены две категории субъекта преступления. За недоброкачественный
ремонт несут ответственность все лица, фактически производившие этот ремонт.
Если качество ремонта проверял и дал положительное заключение приемщик, сам
в ремонте не участвовавший, то он будет нести ответственность либо за выпуск
технически неисправного транспортного средства по этой же статье, либо, если
речь идет о другом транспортном оборудовании, - по статье о должностном преступлении.
4. Субъектом выпуска в эксплуатацию технически неисправного транспортного
средства является только такое лицо, которое, в соответствии со своими служебными
обязанностями, ответственно за техническое состояние транспорта. Кроме должностных
лиц автопредприятия, железнодорожного депо, ремонтного завода, дока, аэропорта
и т. д., такими субъектами могут быть и водители, работающие на государственных
или частных предприятиях, и даже владельцы личного транспорта, если они, например,
передают транспортное средство для управления ненадлежащим лицам, допустившим
затем аварию или катастрофу.
5. Статья устанавливает ответственность за перечисленные действия (бездействие),
если они повлекли вредные последствия (тяжкий или средней тяжести вред здоровью,
крупный ущерб - ч. 1; смерть человека - ч. 2; гибель двух или более лиц -
ч. 3).
6. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожностью.
Это означает, что недоброкачественный ремонт названных в статье предметов
преступления или выпуск в эксплуатацию неисправного транспортного средства
могут быть совершены по самонадеянности или небрежности. В первом случае имеет
место сознательное пренебрежение техническими правилами ремонта или выпуска
в эксплуатацию, но субъект легкомысленно рассчитывает на то, что вредные последствия
не произойдут ("техника не подведет", водитель справится с управлением и т.
п.). Во втором случае он не осознает факта нарушения технических требований
(например, из-за низкой профессиональной квалификации), хотя мог и должен
был это осознавать. Если субъект умышленно производит недоброкачественный
ремонт или умышленно выпускает в эксплуатацию неисправное транспортное средство,
относясь к возможным последствиям с прямым или косвенным умыслом, речь будет
идти, в зависимости от обстоятельств, о диверсии, террористическом акте, умышленном
убийстве или телесном повреждении, умышленном уничтожении или повреждении
имущества.
Статья 166. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
1. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон) -
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
2. То же деяние, совершенное:а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
в) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, -
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до семи лет.
3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб, -
Статья 167. Умышленные уничтожение или повреждение имущества
1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, -
наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.
Статья 168. Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности
Уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенные путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности, -
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок.